Служба ранней помощи — это взаимодействие учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания семьи и детей в целях профилактики инвалидности детей в раннем возрасте, оказании полноценной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, имеющим отклонения в развитии и здоровье.
Ранняя помощь включает систему различных мероприятий, направленных на содействие оптимальному развитию детей в возрасте от 0 до 3 лет, имеющих нарушения развития или риск появления таких нарушений, ориентированных на поддержку родителей.
Программа ранней помощи включает:
- мероприятия, проводимые учреждениями здравоохранения по оказанию специализированной медицинской помощи, осуществлению динамического наблюдения, проведению медицинской реабилитации с целью коррекции нарушений развития ребенка (при необходимости);
- мероприятия, проводимые учреждениями образования по психолого-педагогическому обследованию детей, оказанию комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением развития (риском нарушения), подготовке перехода ребенка из службы ранней помощи в дошкольное учреждение, формирование у них предпосылок учебной деятельности, включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания ребенка;
- мероприятия по консультированию родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, информационной и социально-психологической поддержке родителей, оказанию помощи семьям в активизации внутренних ресурсов семьи и ее ближайшего окружения в оказании помощи ребенку в его развитии, вовлечению детей и родителей в различную совместную деятельность с целью развития детско-родительского взаимодействия и расширения их социальных контактов.
Формы работы службы ранней помощи:
- Первичный приём – формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.
- Первичное обследование – первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.
- Консультирование родителей (индивидуальное или коллегиальное):
- информационная помощь семье;
- психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений;
- педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.
- Индивидуальная работа с ребёнком – психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.
- Групповая работа с детьми — психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.
- Работа с родителями – информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.
- Домашнее визитирование – психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания, осуществляемая на дому по добровольному желанию родителей.
- Междисциплинарные оценки развития и включённости – оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.