СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ

 Служба ранней помощи — это взаимодействие учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания семьи и детей в целях профилактики инвалидности детей в раннем возрасте, оказании полноценной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, имеющим отклонения в развитии и здоровье.

 Ранняя помощь включает систему различных мероприятий, направленных на содействие оптимальному развитию детей в возрасте от 0 до 3 лет, имеющих нарушения развития или риск появления таких нарушений, ориентированных на поддержку родителей.

Программа ранней помощи включает:

  • мероприятия, проводимые учреждениями здравоохранения по оказанию специализированной медицинской помощи, осуществлению динамического наблюдения, проведению медицинской реабилитации с целью коррекции нарушений развития ребенка (при необходимости);
  • мероприятия, проводимые учреждениями образования по психолого-педагогическому обследованию детей, оказанию комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушением развития (риском нарушения), подготовке перехода ребенка из службы ранней помощи в дошкольное учреждение, формирование у них предпосылок учебной деятельности, включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания ребенка;
  • мероприятия по консультированию родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, информационной и социально-психологической поддержке родителей, оказанию помощи семьям в активизации внутренних ресурсов семьи и ее ближайшего окружения в  оказании помощи  ребенку в его развитии, вовлечению детей и родителей в различную совместную деятельность с целью развития детско-родительского взаимодействия и расширения их социальных контактов.

Формы работы службы ранней помощи:

  • Первичный приём – формулирование запросов родителей, определение общей картины состояния семьи.
  • Первичное обследование – первичная диагностика ребёнка и включенности семьи по установленным показателям.
  • Консультирование родителей (индивидуальное или коллегиальное):
    • информационная помощь семье;
    • психологическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка и коррекцию детско-родительских отношений;
    • педагогическая помощь, направленная на освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания.
  • Индивидуальная работа с ребёнком – психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия. 
  • Групповая работа с детьми — психологическая и педагогическая помощь, направленная на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.
  • Работа с родителями – информационная, психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания. 
  • Домашнее визитирование – психологическая и педагогическая помощь, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов     обучения и воспитания, осуществляемая на дому по добровольному желанию родителей.
  • Междисциплинарные оценки развития и включённости – оценка динамики развития ребёнка и включенности родителей в процесс развития/воспитания ребёнка группой специалистов.