Приложение 1
к приказу от 02.10.2019г. № 54
ПОЛОЖЕНИЕ
о службе ранней помощи детям
- Общее положения
- Настоящее Положение регулирует деятельность по оказанию услуг ранней помощи (далее – Служба) и является организационно- методической основой формирования и организации деятельности
- Служба создается на базе отделения «Социальной реабилитации инвалидов» (далее – Отделение) на основании приказа директора муниципального казенного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Каргатского района» (далее – Учреждение), для оказания помощи детям в возрасте от рождения до 3 лет с особыми потребностями и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе, с возможностью пролонгации оказания этих услуг до достижения ребенком возраста 7-8 лет при наличии у него выраженных нарушений структур и функций организма и /или значительных ограничений в жизни деятельности (далее – Дети), а именно:
— детям-инвалидам, что подтверждено справкой, выданной учреждением медико-социальной экспертизы;
— детям с ограниченными возможностями здоровья, что подтверждено заключением, выданным психолого-медико-педагогической комиссией;
— детям с нарушением функций организма или с заболеванием, приводящим к нарушениям функций организма, с задержкой развития, что подтверждено справкой, выданной медицинской организацией;
— детям социальной группы риска – дети из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; дети от малолетних родителей;
— детям сиротам и оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.
- Служба создается в целях содействия оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей, их социализации и адаптации в обществе, нормализации жизни семьи, повышения компетентности родителей (законных представителей), включение ребенка в среду сверстников и жизнь общества.
- Служба в процессе своей деятельности ставит перед собой следующие задачи:
— выявление детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии;
— обучение родителей (законных представителей) методом игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития (риском нарушения);
— оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
— информационная и социально-психологическая поддержка семей;
— создание информационно-методических материалов для просвещения родителей и детей.
- Служба создается и ликвидируется приказом директора МКУ «КЦСОН Каргатского района»
- Перечень специалистов, участвующих в оказании услуг ранней помощи в службе ранней помощи формируется в соответствии со штатным расписанием учреждения, в состав входят:
— заведующая отделением социальной реабилитации инвалидов – руководитель службы;
— психолог;
— специалист по социальной работе;
— инструктор по лечебной физкультуре;
- Специалисты службы ранней помощи должны иметь дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации «Ранняя помощь».
- Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделениями Учреждения
- Служба работает в сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, образования и другими ведомствами.
- Организация деятельности Службы.
2.1.Направления деятельности Службы:
-диагностическое направление, в рамках которого осуществляется деятельность по всестороннему обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи;
— коррекционно-развивающее направление обеспечивает: помощь в выборе индивидуального маршрута на базе междисциплинарного взаимодействия;
— профилактическое — предупреждение возникновения отклонений в физическом и психическом развитии детей, разработка конкретных рекомендаций родителям, создание условий для развития детей в физическом и интеллектуальном развитии.
— консультативное — оказание помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания, общения, развития детей.
2.2.Специалисты службы ранней помощи ведут учетно-отчетную документацию согласно приложению №1 к настоящему Приложению.
2.3.Специалисты ранней помощи должны:
— соблюдать этические нормы;
— уметь работать в междисциплинарной команде, представлять случаи для разбора, участвовать в командных и профессиональных супервизиях;
— знать закономерность развития ребенка раннего и дошкольного возраста;
— иметь базовые знания по ранней помощи детям с отклонениями в развитии;
— владеть скрининговыми методами оценки зрения, слуха, уровня познавательного развития первых 3 лет жизни.
— уметь разрабатывать и оценивать эффективность программы ранней помощи.
- Определение ребенка нуждающимся в услугах ранней помощи.
3.1. Определение ребенка нуждающимся в услугах ранней помощи осуществляется одновременно с признанием нуждаемости в социальном обслуживании в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», при наличии у родителей документа, подтверждающего необходимость в предоставлении услуг ранней помощи ребенку и семье (рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) или справка, выданная медицинской организацией).
3.2. Учреждения осуществляют процедуру определения ребенка нуждающимся в социальном обслуживании с внесением записи в Индивидуальную программу предоставления социальных услуг «нуждается в услугах ранней помощи».
- Зачисление ребенка в службу ранней помощи.
4.1. Зачисление ребенка в службу ранней помощи учреждения осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и на основании документов определенных для зачисления на социальное обслуживание.
4.2. При наличии родителями предоставляется рекомендации ПМПК для зачисления получателя социальных услуг.
- Разработка и реализация индивидуальной программы
ранней помощи.
5.1. Определение нуждаемости в ранней помощи и разработка индивидуальной программы ранней помощи (далее – ИПРП) осуществляется в рамках реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее – ИППСУ), включающей перечень социальных услуг, а также на основании результатов углубленной оценки развития и функционирования ребенка и факторов, влияющих на него, совместно с родителями (законными представителями).
5.2. На основании результатов углубленной оценки развития ребенка совместно с родителями на срок социального обслуживания службой ранней помощи разрабатывается ИПРП.
5.3. ИПРП содержит индивидуальный план, в котором определяется последовательность проведения реабилитационных мероприятий, социальных услуг.
5.4. При реализации ИПРП могут использоваться индивидуальные, групповые, очные и дистанционные формы работы. Условием оказания услуг ранней помощи является обязательное участие родителя (законного представителя) ребенка на всех этапах реализации ИПРП. Место оказания службой ранней помощи услуг ранней помощи зависит от индивидуальных потребностей ребенка и его семьи и включает: место проживания ребенка, помещение службы ранней помощи, а также места регулярного пребывания ребенка и его семьи. Продолжительность реализации ИПРП зависит от индивидуальных потребностей ребенка и его семьи, и составляет не менее 6 месяцев.
5.5. Оценка эффективности ИПРП проводится регулярно (не реже 1 раза в 3 месяца) с обязательным участием родителя (законного представителя) ребенка.
5.6. Завершение ИПРП происходит по факту перехода ребенка в организацию дошкольного образования, в общеобразовательную организацию, в иную организацию, представляющую образовательные услуги; достижения всех поставленных целей в ИПРП, подтвержденного родителями (законными представителями) ребенка; достижения ребенком возраста 3-4 лет (в исключительных случаях старше 4 лет); отказа родителей (законных представителей) ребенка от услуг ранней помощи; по иным причинам, создающим непреодолимые препятствия для продолжения реализации ИПРП.
При завершении ИПРП составляется итоговое заключение. Родителям (законным представителям) ребенка по их требованию предоставляется выписка с краткими сведениями о реализованной ИПРП и ее результатах.
При невозможности создания в организации дошкольного образования необходимых ребенку специальных условий для улучшения его развития и функционирования реализации ИПРП может быть продолжена в службе ранней помощи, но не более чем до достижения ребенком возраста 7-8 лет.